Проблемы с
чтением и письмом
С
началом обучения в школе некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо
справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется
больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой
одаренности рано или поздно отправляют к детскому психиатру.
Известно,
что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух
физический: он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, писк
комара, а также гул самолета, перестук колес поезда… Вторая разновидность
музыкальный слух, благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и
прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид- речевой слух.
Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой
слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать
один звук от другого.
При
недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь
воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно,
ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать и писать, если
нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он так же не в состоянии, так
как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и
тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в
виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
А
учить надо потому, что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова,
например: слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка», «чашка-Сашка».
Замена глухого звука звонким, твердого-мягким, шипящего-свистящим, придает
слову новое содержание.
Наряду
с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы.
Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные
предметы) недостаточно для овладения письмом, необходимо еще обладать зрением
на буквы, позволяющем запомнить и произвести их очертания.
Значит, для
полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное
развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением
и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не
состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.
Тема. ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ.
Дети должны знать:
·
названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые;
·
различия деревьев по внешнему виду;
·
названия частей дерева (ствол, ветви, крона, кора, корни, почки);
·
отличие ели от сосны, отличие хвойных от лиственных деревьев;
·
о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день,
кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
·
как меняются деревья в различные времена года.
Тема. ОДЕЖДА.
Родителям рекомендуется:
·
рассказать ребёнку о том, какое время года наступило;
·
обратить внимание на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идёт дождь);
·
объяснить ребёнку, почему человек меняет одежду в зависимости от
времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду, обувь и
головные уборы, чтобы определить их качество и назначение;
·
во время прогулки будет полезно обратить внимание ребёнка на то, как
одеты люди осенью;
·
внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник,
карман, пуговицы, рукава...);
·
в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и
головные уборы.
Комментарии
Отправить комментарий