C какого возраста учить ребенка письму
заС какого
возраста учить ребёнка письму
Психологи рекомендуют
учить ребёнка писать печатные буквы с пяти-шести лет. Но если малыш раньше
проявил интерес письму, конечно, нужно его поддержать. Следуйте за интересом
ребёнка — не пытайтесь навязать ему занятия, если он к ним ещё не готов. Учить
маленького ребёнка писать прописью не стоит: этому научат в первом классе.
Дошкольнику вполне хватит владения печатными буквами.
С чего
начать
Интерес к письму
появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие,
речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать.
Создать базу для
обучения помогут:
- пальчиковые
игры;
- игры
с мячом и кубиками;
- сборка
конструктора;
- рисование,
лепка, аппликация, пазлы;
- застёгивание
пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
- нанизывание
бус;
- нарезка
овощей.
Чтобы
научить ребёнка писать буквы, лучше задействовать разные каналы восприятия.
Важно, чтобы он не только увидел, но и физически прочувствовал их очертания. В
этом помогут карточки с шершавыми буквами — их можно купить, но лучше сделать
вместе с ребёнком. А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из
палочек и лепить из пластилина.
Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для
пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен
также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.
Упражнение
«Кулак — ребро — ладонь»
Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по
8–10 раз.
Упражнение «Дом — ёжик — замок»
«Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы
перпендикулярны ладони.
«Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки
проходят между пальцами другой.
«Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.
Гимнастика «Колечки»
Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным,
средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно
делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном.
Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.
Как правильно учить ребёнка
писать
Для начала подойдут
нелинованные листы, чтобы ребёнка не отвлекала разметка. Просто дайте ему
карандаши и предложите порисовать буквы. Обсудите, из каких элементов состоит
буква. Пусть он вспомнит все — палочку, полукруг, перекладину. Вначале их можно
рисовать отдельно, потом попробовать соединить. Сперва будет выходить
неправильно и криво, но проявите терпение. Хвалите ребёнка за любые попытки и
отмечайте наиболее удачные.
Учить писать лучше всего карандашом — это поможет ребёнку не
бояться ошибок. Кроме того, чернила плохо стираются с одежды. Чтобы научить
ребёнка писать слова, важно помочь ему сориентироваться на листе. Предложите
нарисовать что-нибудь в разных частях листа, например сверху посередине, в
правом нижнем углу или по центру.
Если ребёнку трудно, сыграйте с ним в «Муху». Расчертите лист на
девять квадратов. Отдельно нарисуйте муху, вырежьте и положите в центральный
квадрат. Давайте команды: «Муха ползёт вниз!», «Теперь влево!», «Вверх!»
Ребёнок должен перемещать муху в соответствии с указаниями. Если всё
получилось, муха ловится в мешок. Если перепутал команды, она улетает в
форточку.
Когда ребёнок освоится с направлениями, переходите к понятию
строчек. Нарисуйте несколько линий с большим интервалом и «посадите» муху на
одну из них. Теперь предложите ребёнку нарисовать что-нибудь над строкой, под
строкой, через строку вниз, выше на две строки.
После этого этапа переходите к написанию букв, но обязательно
обсудите с ребёнком, из каких элементов она состоит и где они соединяются. То
же самое надо делать, обсуждая соединение букв в словах. На образцах написания
слов можно яркими точками обозначить важные моменты. После выделяйте лучшие
буквы, специально акцентируя внимание ребёнка.
Важно внимательно
следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно
обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему?
Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку.
Как часто
нужно заниматься
Пары занятий в день по
15 минут хватит, чтобы дошкольник усвоил начертания букв и не уставал. Если вы
сумеете организовать занятия весело и интересно — возможно, ему захочется
проводить за ними больше времени.
Обязательно покажите
ребёнку, как нужно правильно сидеть и держать в руке карандаш. Организуйте
место для занятий так, чтобы ребёнку было удобно, на столе было достаточно
места, а свет падал с правильной стороны: для правши — слева, для левши —
справа.
Желаю
вдохновения и успехов вам и вашим детям!
Комментарии
Отправить комментарий