16.03.2025 Памятка родителям заикающихся школьников
Памятка родителям заикающихся школьников
Не рассматривайте
заикание вашего ребенка как неизлечимую болезнь или как привычку. Заикание —
это нарушение речевого процесса, который при физическом или психическом
переутомлении, а также при неправильном воспитании может усилиться и стать
постоянным.
Во-первых, избегайте
всего, что напоминало бы ребенку о его заикании. Он не должен слышать слова
«заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать врачам, соседям, друзьям о
его недуге, в особенности, употребляя эти слова.
С самого начала
возникновения заикания необходимо ограничить речь ребенка (именно
«ограничить», а не требовать соблюдения режима молчания, так как заставить
ребенка молчать совсем просто невозможно). Этого можно добиться, если играть с
ребенком в настольные игры, лепить, рисовать, читать ему знакомые книжки и
т.д. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет,
так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую
демонстрируют постоянно логопед и близкие. На занятиях у логопеда родители
обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ребенком неторопливо,
спокойно, но не теряя выразительности.
Нельзя обрывать
ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять
снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его
недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в
нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все
дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо
воспользоваться при устранении заикания. Именно поэтому надо ограничить круг
общения заикающегося дошкольника на время коррекции заикания: не приглашать
гостей, которые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости, в театр,
«сломать» телевизор, не включать громкую музыку, не читать возбуждающие и
страшные книжки. Взрослые должны воздействовать на ребенка своей спокойной и
выразительной речью, которой ребенок будет подражать. Частые исправления, напоминания
могут привести к тому, что ребенок потеряет радость от общения, и может
появиться боязнь говорить.
На ранних этапах
коррекции заикания речь ребенка на занятиях должна быть сопряженной, то есть,
он должен говорить одновременно с логопедом, а дома с тем, кто с ним
занимается. Затем учится повторять отраженно вслед за взрослым и, только
освоив эти ступени, переходит к самостоятельному проговариванию. Первые успехи
дадут вашему ребенку почувствовать уверенность в себе.
Все занятия строятся
в виде игры на доступном ребенку речевом материале. Требуйте от него только
то, что возможно для его духовного и речевого развития. Не скупитесь на
похвалу, чаще ласкайте его, отмечайте его успехи, вызывая желание и в
дальнейшем говорить так же.
Дорогие родители!
Будьте последовательны и единогласны в воспитании своего ребенка. Ваши
разногласия в этом вопросе приведут лишь к ухудшению речи ребенка, которому вы
хотите помочь. Надо хвалить ребенка за успехи, но не баловать и не позволять
ему все из-за того, что он такой несчастный. Ваш ребенок не хуже и не лучше
других. И нельзя обращаться с ним резко и грубо, вызывая в ребенке
отрицательные эмоции. А избалованный заикающийся ребенок нередко может
использовать свой дефект, чтобы господствовать в семье и может превратиться в
настоящего маленького тирана. Запуганный ребенок может вообще отказаться от
общения, и тогда ему трудно будет помочь преодолеть заикание.
В семье должна быть
полная гармония не только в воспитании заикающегося ребенка, но и в отношениях
между собой. Очень важно сохранить спокойную атмосферу вокруг такого ребенка.
Нельзя заставлять ре- бенка делать что-то насильно, даже задания, которые вам
задали на дом. Постарайтесь дружелюбно, спокойно, но настойчиво убедить его,
привлечь его внимание интересной игрой. Очень хорошо действует прием «альтернативы»
— выбор одного из вариантов, который вы же предложите, а через некоторое время
ребенок сделает и другое задание, которое сначала не хотел выполнять.
Например, если ребенок не хочет делать речевую зарядку, вы предлагаете ему
сейчас поиграть в мячик, а потом сделать зарядку. Вот увидите, на такое
предложение он согласится с большим удовольствием, чем на безальтернативное.
Итак, помните, что нельзя все разрешать и давать поблажки заикающемуся
ребенку, необходимо строгим, но спокойным голосом, не теряя самообладания,
дать ребенку понять, что вы недовольны им. Если один из родителей наказал
ребенка, то другой при этом не должен вмешиваться. Этот вопрос родители должны
решить без ребенка и не показывать свое разногласие при нем. Нередко такое
разногласие взрослых ведет к тому, что у ребенка долго не налаживается хорошая
речь.
Комментарии
Отправить комментарий