16.03.2025 Памятка родителям заикающихся школьников

 

 

Памятка родителям заикающихся школьников 

Не рассматривайте заикание вашего ребенка как неизлечимую болезнь или как привычку. Заикание — это нарушение речевого процесса, который при физи­ческом или психическом переутомлении, а также при неправильном воспитании может усилиться и стать постоянным.

Во-первых, избегайте всего, что напоминало бы ребенку о его заикании. Он не должен слышать слова «заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать вра­чам, соседям, друзьям о его недуге, в особенности, употребляя эти слова.

С самого начала возникновения заикания необхо­димо ограничить речь ребенка (именно «ограничить», а не требовать соблюдения режима молчания, так как заставить ребенка молчать совсем просто невозможно). Этого можно добиться, если играть с ребенком в на­стольные игры, лепить, рисовать, читать ему знако­мые книжки и т.д. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет, так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую демонстрируют постоянно логопед и близкие. На занятиях у логопеда родители обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ре­бенком неторопливо, спокойно, но не теряя вырази­тельности.

Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ре­бенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или отве­тить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо воспользоваться при устранении заикания. Именно поэтому надо огра­ничить круг общения заикающегося дошкольника на время коррекции заикания: не приглашать гостей, ко­торые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости, в театр, «сломать» телевизор, не включать гром­кую музыку, не читать возбуждающие и страшные книжки. Взрослые должны воздействовать на ребенка своей спокойной и выразительной речью, которой ребенок будет подражать. Частые исправления, напо­минания могут привести к тому, что ребенок потеряет радость от общения, и может появиться боязнь гово­рить.

На ранних этапах коррекции заикания речь ребенка на занятиях должна быть сопряженной, то есть, он должен говорить одновременно с логопедом, а дома с тем, кто с ним занимается. Затем учится повторять от­раженно вслед за взрослым и, только освоив эти ступе­ни, переходит к самостоятельному проговариванию. Первые успехи дадут вашему ребенку почувствовать уверенность в себе.

Все занятия строятся в виде игры на доступном ре­бенку речевом материале. Требуйте от него только то, что возможно для его духовного и речевого развития. Не скупитесь на похвалу, чаще ласкайте его, отмечайте его успехи, вызывая желание и в дальнейшем говорить так же.

Дорогие родители! Будьте последовательны и еди­ногласны в воспитании своего ребенка. Ваши разногла­сия в этом вопросе приведут лишь к ухудшению речи ребенка, которому вы хотите помочь. Надо хвалить ре­бенка за успехи, но не баловать и не позволять ему все из-за того, что он такой несчастный. Ваш ребенок не хуже и не лучше других. И нельзя обращаться с ним резко и грубо, вызывая в ребенке отрицательные эмо­ции. А избалованный заикающийся ребенок нередко может использовать свой дефект, чтобы господствовать в семье и может превратиться в настоящего маленького тирана. Запуганный ребенок может вообще отказаться от общения, и тогда ему трудно будет помочь преодо­леть заикание.

В семье должна быть полная гармония не только в воспитании заикающегося ребенка, но и в отношениях между собой. Очень важно сохранить спокойную ат­мосферу вокруг такого ребенка. Нельзя заставлять ре- бенка делать что-то насильно, даже задания, которые вам задали на дом. Постарайтесь дружелюбно, спокой­но, но настойчиво убедить его, привлечь его внимание интересной игрой. Очень хорошо действует прием «аль­тернативы» — выбор одного из вариантов, который вы же предложите, а через некоторое время ребенок сде­лает и другое задание, которое сначала не хотел выпол­нять. Например, если ребенок не хочет делать речевую зарядку, вы предлагаете ему сейчас поиграть в мячик, а потом сделать зарядку. Вот увидите, на такое предложе­ние он согласится с большим удовольствием, чем на безальтернативное. Итак, помните, что нельзя все раз­решать и давать поблажки заикающемуся ребенку, не­обходимо строгим, но спокойным голосом, не теряя самообладания, дать ребенку понять, что вы недоволь­ны им. Если один из родителей наказал ребенка, то другой при этом не должен вмешиваться. Этот вопрос родители должны решить без ребенка и не показывать свое разногласие при нем. Нередко такое разногласие взрослых ведет к тому, что у ребенка долго не налажи­вается хорошая речь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дифференциация Л и Р в стишках

Подготовка руки к письму

Артикуляционная гимнастика