Советы родителям. Как научить первоклассника писать красиво и грамотно
Советы родителям. Как научить первоклассника писать красиво и
грамотно.
Неаккуратный почерк и безграмотное
письмо – проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы
и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель
должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не
успевают выработать навык красивого и грамотного письма.
Родителям нужно помочь ребенку освоить эту
нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное –
регулярность занятий.
Мотивация и поощрение.
Первоклассника нужно убедить в
необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:
·
человека с
красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным,
ответственным;
·
занятия каллиграфией
развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
·
разборчивые
записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских
глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
·
ошибки часто
возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В
этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.
Улучшить почерк можно, и начинать
занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические
домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.
Советы родителям:
1.
Не
заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы –
аккуратные тетради, высокие оценки.
2.
Будьте
терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не
наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами
других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
3.
Не
подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого
свой темп обучения.
4.
Не
заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом
это будет получаться все хуже.
5.
Хвалите за
старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими
работами – это даст ребенку стимул к развитию.
6.
Давайте
возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий
и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на
свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.
Постановка красивого
почерка у первоклассников.
Для возникновения и закрепления у
ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные
занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе
с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут
допускать ошибки по невнимательности.
Подготовьте все необходимое для
занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную
трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи
2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую
линию.
Будьте внимательны:
1.
Ваш ученик
должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
2.
Правильное
положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении
листа тетрадь сдвигается кверху.
3.
Ручка лежит
на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик
направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше
указательного.
Помните!
Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному
мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк
формируется некрасивым.
Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии,
фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует
пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте
графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по
инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.
На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых
строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный
красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после
закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям
и словам.
На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.
Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в
тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать
нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед
глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.
Как научить ребенка
писать грамотно.
После переписывания предложений из
книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что
некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не
зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью.
Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам
родители могут помочь.
Систематически
проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с
ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и
рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от
спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не
закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.
Развивайте словарный запас, устную
речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание
правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на
грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.
Грамотное и красивое письмо – очень
сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с
такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с
помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и
повысить грамотность письменной речи вполне реально.
Комментарии
Отправить комментарий